In English
 

Студия художественного движения

Публикации

Кто она – Элла Рабенек?

Элла (Елена) Ивановна Книппер-Рабенек, урожденная Бартельс (сценическое имя Эллен Тельс), стала первой и наиболее талантливой последовательницей Айседоры Дункан в России. Она родилась в Москве в 1875 году в семье банкира Ивана Христофоровича Бартельса. У Никитских ворот, на углу, в доме Ранцева была известная булочная Бартельс. «Краснощекая и желтоволосая дочка Бартельсов, несколькими годами меня старше, по праздникам помогала матери в большом магазине. Это мне импонировало, и мне очень хотелось с ней поговорить. Но это произошло лишь много позднее, когда она стала известной балериной Бартельс-Рабенек», - вспоминает Магарита Волошина, первая жена Максимилиана Волошина.

Первый муж Эллы Ивановны – Владимир Леонардович Книппер, брат Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, был адвокатом, затем певцом, режиссером и артистом Большого театра, выступавшим под фамилией Нардов. Свадьба состоялась в декабре 1902 года. А в 1904 году в Баденвейлере, где лечился Антон Павлович Чехов, Элла Книппер познакомилась с московским студентом Л.Л. Рабенеком, который стал позднее ее вторым мужем.

Впервые Элла Ивановна увидела выступление Айседоры Дункан в Петербурге 11 февраля 1905 года. Увлеченная ее новаторскими исканиями, она едет учиться в Германию, где сестра Айседоры Элизабет имела школу.

Константин Сергеевич Станиславский, очень высоко ценивший искусство Дункан, предполагал ей предложить преподавать пластическое движение актерам Художественного театра, но их сотрудничество не состоялось. Вместо нее была приглашена Э.Рабенек, которая и проработала в театре с 1906 по 1910 годы. Видимо, плоды ее педагогической деятельности устраивали Станиславского, который в письме из Парижа к Л.Сулержицкому в 1909 году писал, что Рабенек «в один год добивается больших результатов», чем Дункан в «восемь лет».

О том, как Элла Ивановна вела уроки пластики и ритмики, пишет в своей книге «Страницы жизни» Алиса Коонен: «Занятия дункановской пластикой были настоящим праздником. Вела из Эли Ивановна Книппер… Человек большой культуры, замечательный педагог, она умела сделать уроки интересными, увлекательными. Все упражнения, которыми мы занимались, от самых простых до самых сложных были всегда органичны и естественны, несли точную мысль; мы прыгали через натянутый канат, кололи воображаемые дрова, даже играли в чехарду. Эли Ивановна считала, что это развивает ловкость, укрепляет мышцы. В тоже время во всем этом была пластичность, красота линий – то, чем отличалось искусство Айседоры Дункан… По вечерам мы усаживались вокруг большого стола, в печке уютно потрескивали дрова, а мы или шили себе хитоны для учебных занятий, или рассматривали альбомы и репродукции, горой лежавшие на столе. У Эли Ивановны была превосходная библиотека. Она отлично знала живопись, скульптуру и рассказывала нам много интересного».

И еще отрывок из воспоминаний А. Коонен: « Оставался последний экзамен – пластика. Готовились мы к нему с большим усердием. Программа концерта была серьезная: танцевальные этюды и танцы исполнялись на музыку Корелли, Рамо, Шуберта, Шопена. Концерт наш имел большой успех… Думаю, успех объяснялася и тем, что это был первый в Москве концерт пластических танцев после выступлений Айседоры Дункан, покорившей тогда Москву».

В эти же годы Э.И. Рабенек знакомится с выдающимся русским скульптором, ученицей Родена, Анной Семеновной Голубкиной. Увидев танец Рабенек (она позировала художнику И.С.Ефимову, танцуя), Голубкина заплакала от восхищения. В московском музее имени А.С. Голубкиной хранятся несколько набросков танцующей Рабенек.

В 1910 году Элла Ивановна открывает «Московские классы пластики», которые располагались в Малом Харитоньевском переулке, дом 4.

В один из дней 1912 года «Классы» посетил известный режиссер и литератор Николай Евреинов, который в статье, опубликованной в журнале «Театр и искусство», так отозвался об увиденном: «Там у нее прекрасная школа. Красивая, теплая. Вместо рампы – ряд белых гиацинтов в глиняных горшках. Кругом серые «сукна». Воздух надушен сосновой водой. Тихо: вдали от шумных улиц. И сама Рабенек такая тихая, уверенная, знающая. Прекрасное впечатление».

Школа Рабенек много гастролировала в Европе. В 1911 году в Лондоне и в Париже, в 1912 году – в Мюнхене, Берлине, Нюренберге, Будапеште. Для заграничных гастролей Рабенек взяла себе псевдоним – Эллен Тельс (сокращенно от Бартельс), так как родители ее второго мужа были против того, чтобы имя фабрикантов Рабенек украшало афишы мюзик-холлов. С 1912 года гастроли студии Рабенек назывались «Tanz Idyllen» Ellen Tells.

У Рабенек занимались Л. Алексеева, Н. Белишева, В. Воскресенская, Е. Горлова, М. Ивакина, Н.Кастальская, Т. Савинская, Е. Муратова, как мы теперь знаем, возлюбленная поэта Владислава Ходасевича. Некоторые из них впоследствии обрели известность как исполнительницы и педагоги.

Людмила Николаевна Алексеева – одна из первых учениц «Московских классов пластики», куда поступила по рекомендации А.С. Голубкиной. Она принимала участие во всех гастролях школы, как в России, так и за рубежом и была не только одной из «прим» труппы, но и секретарем-помощницей Эллы Ивановны. Но в 1913 году Алексеева покидает Рабенек и начинает самостоятельную педагогическую и режиссерскую деятельность: создает свою школу движения, которая быстро обретает популярность и известность в Москве. С 1934 года и до своей кончины Людмила Алексеевна работала в Доме ученых Академии наук. Занятия по ее методу продолжаются и по сей день.

Ученицы Рабенек В. Воскресенская и Т. Савинская покинули «Классы» еще раньше в 1912 году. Известно, что в Интернациональном театре они поставили балет-пантомиму «Хризис» на музыку Р. Глиэра, где Савинская выступила в роли Хризис. Отзывы рецензентов на этот спектакль были достаточно критичны. Еще одна ученица Э.Рабенек – Е. Горлова занималась у Эллы Ивановны в 1910- 1912 годах, с 1914 года сама стала преподавать. С 1934 года Горлова - педагог художественной гимнастики в Институте физкультуры имени Лесгафта в Санкт-Петербурге. Ее считают одним из зачинателей художественной гимнастики как вида спорта.

А Э.И. Рабенек продолжала работать. В 1917 году судьба свела ее со Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом. Одна из свидетельниц этой встречи А.В. Смирнова-Искандер вспоминает: «В назначенный день и час мы встретились с В.Э. в студии Э.И. Рабенек. Это была большая комната с эстрадной площадкой, с огромным окном во всю стену, с мягким ковром на полу. Вся она была затянута сукном светлого света.

Мейерхольд познакомил нас с хозяйкой, известной танцовщицей, и сказал, что вот она любезно предоставляет нам свою студию для театральных занятий и сама хочет присоединиться к ним. Но в тот день мы не занимались, а проговорили весь вечер.

…Несмотря на его (Мейерхольда – прим. автора) занятость, мы вскоре снова встретились в студии Рабенек. Это был вечер прекрасной импровизации под музыку. Он говорил, что современный актер последнее время начал осознавать значение жеста и движения на сцене, но что новый актер в новый театр должен прийти со специальными познаниями в области музыкальной и пластической».

В 1919 году Э.И. Рабенек вместе со своими ученицами эмигрировала в Вену, где в 1920 году открыла школу и выступала с концертами. В 1927 году она приехала в Париж. Здесь также создала ставшую очень знаменитой Студию естественного движения в районе Пасси, которая успешно работала до смерти своей основательницы. Элла Ивановна Рабенек умерла 29 февраля 1944 года. Ее похоронили на кладбище Пер ла Шез, там же, где и А. Дункан, но 4 марта 1966 года ее прах был перевезен в Ниццу. Кем? Неизвестно.

Максимилиан Волошин проявлял большой интерес к деятельности Э.И. Рабенек, высоко ценил ее постановки. Об этом свидетельствует не только публикуемая статья «Культура танца». Волошиным написаны о ней и другие материалы. В частности, в статье «Танцы Рабенек» («Утро России», 1912) поэт утверждает, что самое ценное в области танца совершается в Москве в студии Рабенек. Сравнивая работы школы Рабенек с последними выступлениями Айседоры Дункан, он отмечает: «… Личный талант Айседоры Дункан громаден и неотразим настолько, что ей прощаешь даже ее американское безвкусие, особенно сильно выступающее на фоне Парижа. Но когда она выступает в групповых танцах вместе со своими ученицами, то после мастерских композиций Рабенек это кажется детской игрой… В искусстве создания групповых танцев у нее (Рабенек – прим. авт.) не равных». Элла Ивановна была лично знакома с Волошиным, очень дорожила его отношением к ее делу, вела с ним переписку.

Инесса Кулагина — художественный руководитель Студии художественного движения при Центральном Доме ученых РАН, научный сотрудник ИХО РАО, г.Москвы

Статья опубликована в журнале «Балет», июль-октябрь 2000.


Возврат к списку