In English
 

Студия художественного движения

История

Биография Л.Алексеевой

Людмила Николаевна Алексеева - известный деятель в области искусства движения. Ее творчество оказало большое влияние на развитие искусства танца, пластики, эстрады и физической культуры. Устремления Алексеевой выходят за рамки ее времени. Они сохраняют актуальность и в наши дни. Движению она научила очень и очень многих. Научила не только движению, но особому, радостному мироощущению - ощущению свободы, красоты, значимости в этом мире.

Родилась Л. Н. Алексеева 16 апреля 1890 года в Одессе. В Зарайске Алексеева окончила гимназию с золотой медалью в 1907 году. Там же она познакомилась с семьей Голубкиных. Принимала участие в постановках, которые в Народном театре Зарайска делали сестры Голубкины. А Анна Семеновна Голубкина - выдающийся наш скульптор оказала на нее очень большое общественное и художественное влияние, как своими работами, так и, особенно, серьезностью своего отношения к искусству.

Обратимся к воспоминаниям С. А. Царевской (Сперантовой): « Я помню, как ставилась живая картина «Русалка». А. .С. (Анна Семеновна) была очень увлечена этой постановкой. Она заранее набросала такую картину: озеро, на берегу, пригорюнившись, сидит Аленушка, а позади нее - группа русалок. Роль Аленушки исполняла Л. Алексеева. Она в такой естественной позе сидела на берегу озера, что все невольно любовались ею».

У Алексеевой была склонность к движению, она все время прыгала и скакала, и ее прозвали Бишка (фр. бишет - лань). Заметив эту склонность, Анна Семеновна рекомендовала Алексееву в Школу пластического танца Э. И. Рабенек в Москве.

Э. И. Рабенек была одной из московских последовательниц Айседоры Дункан. Рабенек (Книппер), урождёная Бартельс (сценическое имя Эллен Тельс) после успешных гастролей Дункан в России едет учиться в Германию к сестре Дункан Элизабет и в 1910 году открывает свою студию «Московские классы пластики».

Вот в эту Школу и поступает в 1911 году Л. Н. Алексеева. Она участвовала в ряде выступлений Школы, как в России, так и за рубежом. Успешно гастролировала в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Нюрнберге, Будапеште. Параллельно училась на Высших женских курсах - историко-философский факультет.

У Рабенек Л. Н. Алексеева танцевала Фавна в «Гранд вальс бриллиант» Шопена в 1911 году. В 1912 году - Вестника Весны в том же вальсе. Арлекина в «Les petites riens» Моцарта, Корифея в «Празднике хмеля» Сен-Санса и Царя гномов в «Пещере горного короля» Грига.

В 1913 году Алексеева покидает Рабенек и начинает самостоятельную педагогическую и режиссерскую деятельность. Примерно первое десятилетие она совмещает педагогическую деятельность с собственными выступлениями, затем целиком переходит на преподавание. Чтобы создать новый свободный танец, надо было разработать и новую технику подготовки танцоров. Ибо ясно, что балетный тренаж, имея специфические задачи и цели, не может дать ни гармонического развития тела, ни естественности и выразительности движений.

Вот что Алексеева писала о себе: « И я также была увлечена, прежде всего, танцем, разумеется, не балетным, а именно «новым», «пластическим», и, по началу, ровно ничего не думала ни о гимнастике, ни о физической культуре. Но, когда кончились мои очень недолгие (меньше 2-х лет) занятия в студии Рабенек, и оказалось, что я выброшена в самостоятельную жизнь на станции «Москва, 1913» с весьма скудным багажом специальной подготовки, то предо мной вскоре и неизбежно должен быть встать вопрос о Korpertechnik, т.е. вопрос о необходимости создания своей техники движения, если мечтать о создании «другого», т.е. не балетного танца».

А в 1939 году Алексеева уже писала: «… я всё-таки оставалась собой и шла своей дорогой. Какая же это дорога? Какие принципы определяли её направление? Отвечаю: Танец. Искусство движений. По дороге к танцу я нашла художественную гимнастику. Не нашла, а сделала… Но сначала надо технику, технику».

В Студии у Алексеевой занимались известные люди. Занималась у Алексеевой и Сильвия Чен, дочь видного китайского политического деятеля. В 1928 году Алексеева поставила ей «Гавайскую гитару» (музыкальная аранжировка Г. Шнеерсона). В 1930 году К. Голейзовский создал программу сольного вечера для китайской танцовщицы, где она танцевала и «Гавайю». Вероятно, этот номер имел много общего с «Гавайской гитарой» Л. Алексеевой.

Занимался у Алексеевой и А. Румнев в «Мастерской искусства движения» в 1919 году. Танцевал он на музыку Рахманинова (прелюд соль минор ор.23, №5). Вместе с Алексеевой танцевал Вальс Брамса («традиционный»). Для Румнева Алексеева сочинила этюд на музыку К. Черни (ор. 740, №26), где была сделана попытка изобразить волну, разбивающуюся о берег.

И Анна Редель занималась у Алексеевой. В 1939 году Алексеева сочиняет «Ната вальс» Чайковского и посвящает его Анне Редель. В 20 годах у Алексеевой занимался И. Дусс, француз по происхождению, обладавший высоким прыжком. Особенно выразительно он исполнял «Этюд с прыжками и шарфами» (Л. Шитте, ор.68, №23). В 30 годах он уехал в Швейцарию (Фрибург) и открыл там Школу пластики. В 30-х годах занимался М. Г. Геворкян, постановщик танцев Московской эстрады. И многие другие.

Людмила Николаевна работает в Пролеткульте, где ставит свою первую большую постановку: «Мрак, Порыв и Марсельеза» в 1918 году.

Вторая большая постановка Алексеевой была сделана в 1940 году для концертного Ансамбля оперы И. С. Козловского. Она создает пантомимические сцены для оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Постановка была принята и одобрена, но в связи с войной не была оформлена.

Людмила Николаевна недооценила того, что сделала. Ей казалось, что ее дело кончится, умрет вместе с ней, но оказалось, что созданная ею система движения гораздо более жизнестойкая и жизнеспособная, чем думала сама Алексеева.

В 1934 году директор московского Дома ученых, бывшая актриса МХАТа М. Ф. Андреева пригласила Л. Н. Алексееву в Дом ученых, где она и проработала до конца своей жизни.

Как передового человека своего времени её не могли не интересовать вопросы художественного физического воспитания. Л. Н. Алексеева ведёт работу в 4-х направлениях:

  1. занятия с женщинами (младшая, средняя и старшая группы);
  2. занятия с детьми игровой гимнастикой;
  3. занятия с детьми, больными костным туберкулёзом. В летний период Алексеева уезжает в Евпаторию, где ведёт занятия по физической культуре с лежачими больными;
  4. занятия со специальной группой, где она создавала новые упражнения и этюды искусства движения.

Умерла Алексеева 18 ноября 1964г., похоронена на Ваганьковском кладбище. Были опубликованы некрологи в английском журнале “Dancing times”, февраль 1965г., и в американском журнале “Dance Scope”, весна 1965г.

Занятия по ее системе продолжаются и по сей день, привлекая к себе все новых и новых приверженцев и поклонников.